Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лысковский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
Ссылки
ссылки

Яндекс.Погода

 

Г

                  Региональная горячая линия по вопросам, связанным с переходом на цифровое эфирное вещание 8 831 422-14-21

 

Госуслуги
Законодательное собрание
Администрация Нижнего Новгорода
Городская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской области
Полпред президента в ПФО

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2018 год

Аналитический отчет

о результатах исследования опроса общественного мнения в целях  оценки уровня коррупции в  Лысковском муниципальном районе среди граждан, муниципальных служащих, и представителей бизнес-структур Лысковского района Нижегородской области в 2018 году

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Сегодня в России одной из нерешенных проблем национального масштаба остается высокий уровень коррупции. Это социальное явление проникло во все сферы общественной жизни – политику и экономику, культуру и медицину, образование и др. Последствия от столь масштабного распространения коррупции оцениваются не только финансовыми убытками, но и выражаются в формировании у населения негативного отношения к социальным институтам, недоверия к органам власти, а также отрицательного образа страны в глазах мирового сообщества. В Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции» в статье 1 понятие «коррупция»

трактуется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Коррупция – сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое развивается во времени, имеет исторически изменчивый характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления, включая детали социальных практик, представления и стереотипы сознания, а также эмоциональное их восприятие. Термин «коррупция» часто используется в СМИ, в научных исследованиях, выступлениях политиков. Нередко его употребляют в разговорной речи. При этом результаты мониторинга показали, что понятие коррупции понимается служащими и гражданами по-разному.

Эффективная борьба с коррупцией невозможна без знания ее реального состояния, механизмов, конкретных причин и условий возникновения и существования.

В рамках реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции в администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области на 2018-2020 годы, в Лысковском районе Нижегородской области в соответствии с Положением об антикоррупционном мониторинге в Лысковском районе, утвержденном постановлением администрации Лысковского района от 02.09.2013 №196 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области» ежегодно проводится выборочный опрос. Так и в четвертом квартале 2018 года был проведен мониторинг общественного мнения с целью выявления особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Лысковского района Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

Антикоррупционный мониторинг - это деятельность по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики в Лысковском районе Нижегородской области, об эффективности применения антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, а также о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции.

В задачи мониторинга входило:

  • оценка распространенности коррупционных нарушений;
  • выявление факторов, благоприятствующих коррупции;
  • выявление факторов, противодействующих коррупции (в том числе, латентных);
  • оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции (федеральное и региональное законодательство);
  • определение уровня гражданской активности по противодействию коррупции;
  • оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых региональной и местной властью по борьбе с коррупцией.

 

Объект и предмет исследования

Объектом исследования являлось население Лысковского района Нижегородской области в возрасте от 18 до 65 лет.

Предметом исследования являлись основные закономерности восприятия населением проявлений коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Методика исследования

Исследование включало в себя опрос населения c использованием методики массового анкетирования .

Массовый опрос – разновидность количественных исследований, заключающихся в опросе значительного числа представителей целевой группы (респондентов) по анкете с открытыми и закрытыми вопросами. Закрытые вопросы предлагают респонденту выбрать из нескольких уже сформулированных альтернатив, открытые вопросы предлагают респонденту самостоятельно сформулировать свой ответ.

Преимущества метода массового опроса:

§         личная беседа, обеспечивающая наивысшую степень доверительного отношения и допускающая значительную продолжительность интервью;

§         возможность продемонстрировать респонденту презентационные материалы (карточки, логотипы, образцы упаковки и т.д.);

§         проведение опросов сред узкой или труднодоступной целевой группы;

§         возможность четкого контроля над выборкой;

§         возможность проводить исследование в отдаленных населенных пунктах с недостаточной телефонизацией.

Опрос проводился среди трех целевых подвыборок: среди муниципальных служащих администрации городских и сельских повелений, граждан и предпринимателей Лысковского района Нижегородской области.

Данный мониторинг проводился методом анкетирования. Всего было опрошено 228 респондентов, из них: муниципальных служащих администрации района и сельских администраций – 32 (14,0%); граждан, не относящихся к муниципальной службе – 165 (72,4%), предпринимателей - 31 (13,6%).

Анализ результатов опроса показывает, что позиции респондентов, касающиеся восприятия коррупции, причин и условий ее порождающих, оценки современного состояния борьбы с этим явлением в целом совпадают.

 


Основные результаты исследования

 

Население Лысковского района Нижегородской области составляет 38 348  человек. Население умеренно в оценках распространения коррупционных правонарушений в районе и регионе: лишь 10,3% от всех опрошенных говорят о ее высоком распространении. Более пятидесяти процентов респондентов (53,3%) считают, что коррупционные нарушения не встречаются или мало распространены. Все же 36,4% - треть респондентов считает, что коррупционные правонарушения распространены средне.

 

 

 

Этот показатель аналогичен и у служащих за тем исключением, что последние все же реже соглашаются с тезисом о высоком уровне коррупции и более утвердительны в оценке малого присутствия и среднего присутствия таковой.

 

За прошедший год практически не изменилось число тех, кто считает, что уровень коррупции в регионе высокий (в 2016 году - 19,8%, в 2017 году – 12,6%, в 2018 году – 13,6%). При этом, незначительно увеличилось количество тех, кто говорит о средней распространенности коррупционных нарушений (в 2017 году - 30,9%, в 2018 году – 36,4%). Кроме того, ежегодно происходит снижение количества тех, кто считает, что коррупция мало распространена (в 2016 году – 37,4%, в 2017 году – 32,5%, в 2018 году – 29,2%).

Мнение населения об уровне коррупции в районе (в %)

Уровень коррупции

2017 год

2018 год

высокий

12,6

13,6

средний

30,9

36,4

низкий

54,5

49,2

 

Почти каждый шестой опрошенный житель района когда-либо попадал в коррупционную ситуацию. Из них, 34,6% попали в данную ситуацию в течении последнего года.

Доля случаев, когда житель района давал взятку, оказавшись в коррупционной ситуации (спрос на коррупцию), составила 18,3% от числа опрошенных. Более половины тех, кто дал взятку чиновнику (должностному лицу), заранее была ясна величина такой взятки (стоимость «подарка»).

 

 

Как следует из результатов опроса предпринимателей района, более трети из них (35,5%) отмечают снижение успешности своей деятельности за последние 2 года. В первую очередь, по словам опрашиваемых, препятствуют ведению бизнеса нечестная (несправедливая) конкуренция, инфляция, высокие цены на энергоносители, высокие транспортные расходы, высокий уровень налоговых ставок, то есть все то, что в основном характеризует сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию в стране. Меньше всего, по мнению районного бизнес-сообщества, при осуществлении предпринимательской деятельности беспокоят непредсказуемость расходов на взятки, большие расходы на взятки, валютное регулирование, неэффективность судебной системы.

Все респонденты, в отношении которых осуществлялись проверки контролирующими органами, посчитали, что все требования, которые предъявляли их предприятию, имеют законные основания. В своей массе предприниматели района стремятся действовать в правовых рамках, при этом выполняют требования контролирующих (надзорных) органов власти.

Подавляющее большинство предпринимателей района (71,0%) никогда не прибегали к «стимулированию», либо не смогли вспомнить, когда последний раз были вынуждены прибегать к «стимулированию» в той или иной форме должностного лица для решения проблем своего бизнеса.

За последнее время (полгода, год и более) в ситуации, когда решение проблемы предполагало дачу взятки, подарка, попадало лишь 6,4% опрошенных предпринимателей.

Что касается анализа случаев вымогательства взяток со стороны должностных лиц, то, судя по данным опроса, только 5,9% опрошенных предпринимателей пришлось столкнуться с этим за последний год.

Тем не менее, 12,9% опрошенных предпринимателей в течении года столкнулись с ситуацией в свой деятельности, когда вынуждены были прибегнуть к «стимулированию» в различной форме (взятки, подарки).

 

 

 

Распределение ответов респондентов (предприниматели) на вопрос «Какие органы власти, регулирования, по Вашему опыту, досаждали Вам в течение последнего года, вынуждая прибегать к взяткам, услугам и т.п.?», % от числа опрошенных

 

Таким образом, наибольшее число взяток передается предпринимательским сообществом на низовом (местном) уровне и чаще сопряжено с личной инициативой предпринимателей, чем с требованием контролирующих (надзорных) органов. Это говорит и о достаточно частом нарушении бизнесом установленных государством рамок (правил) ведения предпринимательской деятельности.

 

Наиболее коррумпированные социальные институты. В ходе опроса респондентам из числа жителей района было предложено озвучить органы власти, организации, в которых, по их мнению, наиболее часто встречаются проявления коррупции. Как следует из ответов граждан, на первом месте стоят поликлиники, больницы (68,5%), ГИБДД (52,7%) и высшие учебные заведения (49,1%). Тройка, которая занимает вторые позиции по частоте встречаемости взяточничества, это – полиция (38,2%), армия (32,1%), детские сады (28,5%). Тройку организаций, в которых наиболее часты, по словам граждан, проявления коррупции, замыкают городские, районные суды (27,3%), пожарный надзор (26,1%), прокуратура (25,5%).

 

 

Распределение ответов респондентов (жители региона) на вопрос «В каких органах

власти, организациях, по Вашему мнению, наиболее часты проявления коррупции?»,

 в % от числа опрошенных

 

Практически не встречается коррупция, по мнению опрошенных, в Земских собраниях, Городских думах, поселковых советах, службе занятости населения, профсоюзах, в системе социальной защиты населения, Законодательном собрании Нижегородской области.

Если говорить об отдельных ситуациях, в которых существует наибольшая вероятность столкновения со взяточничеством, то к ним респонденты относят урегулирование проблем с автоинспекцией, попадание в больницу, получение там бесплатной полноценной помощи и обслуживания, нахождение места в больнице для бесплатной операции или лечения серьезного заболевания, получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике, получение помощи и защиты в полиции, получение услуг по ремонту и эксплуатации жилья, требование справедливого разбирательства в суде.

Среди наиболее коррумпированных организаций государственными гражданскими и муниципальными служащими, прежде всего, назывались учреждения образования, правоохранительные органы, учреждения здравоохранения и судебной системы. Население к этому добавляет армию, полицию и дошкольные учреждения.

 

В вопросах определения факторов, способствующих распространению коррупции, в целом наблюдается сходство по мнению служащих и обычных граждан.

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

Речь идет и о бюрократических препонах (необходимость получения массы согласований, длительность оформления документов и т.д.), также влияет и несовершенство законодательства (нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником, плохо регламентированная работа чиновников, что особенно часто отмечают предприниматели). Не малую роль играет и неразвитость правовой культуры как простого населения, привыкшего давать взятки, так и плохой пример политиков. При этом сказываются исторические традиции мздоимства.

 

Однако и  представители бизнеса критикуют власть, политических лидеров и население за распространение коррупционных нарушений. Тогда же, как граждане наделяют большей степенью ответственности предпринимателей.

Для служащих факторами, повышающими риск коррупции, являются, прежде всего: влияние крупных предпринимателей на власть, а также излишний бюрократизм.

 

В бизнес-среде района проинформированы на высоком уровне о мерах, предпринимаемых Правительством Нижегородской области в борьбе с коррупцией. Наиболее эффективными из них признаны: «горячая телефона линия» по приему сообщений о коррупционных нарушениях (54,8%), работа подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области (54,8%), регулярное проведение в органах исполнительной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления Нижегородской области проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими порядка прохождения государственной муниципальной службы (35,5%), Совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией (54,8%), анализ жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции (48,4%). Также отмечается проведение обучающих семинаров для органов исполнительной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления Нижегородской области (35,5%), проведение мониторинга печатных и электронных СМИ области по публикациям антикоррупционной тематики (45,2%), работа системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием печатных и электронных СМИ, сети Интернет, творческих организаций (22,6%).

Проведение мониторинга средств массовой информации Лысковского муниципального района Нижегородской области по публикациям антикоррупционной тематики показал, что  за 2018 год  было 12 публикаций данного характера, из низ 2 публикации на МУП «Лысково ТВ» , 2 публикации в газете «Приволжская правда» 8 публикаций на официальном сайте администрации Лысковского муниципального района.

Несмотря на то, что «телефон горячей линии» большинством признается одной из эффективных мер в борьбе с коррупцией, она вызывает некоторое количество спорных вопросов. Высказываются опасения по поводу сохранения анонимности таких обращений и возможности дискредитации честных граждан. Хотя Федеральный закон « 152-ФЗ "О персональных данных" исключает эти возможности.  Следуя из сказанного, одним из возможных направлений деятельности в борьбе с распространением коррупционных правонарушений может стать не только совершенствование регионального законодательства, но и дальнейшее развитие системы сообщений граждан, прежде всего, через Интернет.

Муниципальные служащие более критичны в оценках эффективности предпринимаемых мер, и более действенным признают факторы препятствующие развитию коррупции, к которым относят не столько совершенствование законодательства, сколько морально-нравственный фактор – личную ответственность служащих в соблюдении антикоррупционного законодательства (62,5%). Уверенность в неотвратимости наказания и повышение заработной платы чиновникам также, по их мнению, будет способствовать снижению уровня коррупции (34,4%). Кроме того, по мнению служащих, препятствовать коррупции будут высокая гражданская ответственность населения (43,8%), система "одного окна" при получении государственных и муниципальных услуг (40,6%) и конечно более высокая стимуляция оплаты труда самих служащих –(50%).

Факторы проявления корруции по мнению служащих в %

 

Анализируя результаты проведенного исследования, рекомендуется продолжить работу по следующим направлениям деятельности:

·        использование «горячих линий» (телефонов доверия, электронных почтовых ящиков) для сообщений о фактах коррупции, в том числе анонимных;

·        проведение мониторинга СМИ по публикациям антикоррупционной тематики;

·        размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности;

·        проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими и муниципальными служащими;

·        проведение регулярной антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых на территории региона;

·        активизация и совершенствование работы многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

·        предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

·        проведение обучающих семинаров для муниципальных служащих;

·        проведение антикоррупционных мониторингов на основе опросов общественного мнения.

·        Проведение анализа коррупционных рисков и выявления конфликта интересов на муниципальной службе.

 

·        На постоянной основе осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

·        Проводить работу по организации антикоррупционного образования муниципальных служащих, в том числе по вопросам этики на муниципальной службе и предотвращения конфликта интересов, соблюдения служебного поведения.

·        Вести постоянную антикоррупционную пропаганду, путем размещения в районных средствах массовой информации о мероприятиях, проводимых в Лысковском районе по борьбе с коррупцией, о деятельности органов власти, о реальных масштабах коррупции, об ущербе, причиняемом государству и обществу в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, порождающих коррупцию в целом.

·        Разработка и внедрение антикоррупционных регламентов, исключающих возможность возникновения коррупционных факторов.

·        Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти путем размещения актуальных данных на официальных сайтах и опубликования в официальных печатных изданиях.

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»