Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лысковский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
Ссылки
ссылки

Яндекс.Погода

                 

 

Госуслуги
Законодательное собрание
Администрация Нижнего Новгорода
Городская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской области
Полпред президента в ПФО

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2013 год

Аналитический отчет

по результатам социологического опроса граждан и муниципальных служащих Лысковского района Нижегородской области  за 2013 год

(по вопросам противодействия коррупции)

      Эффективная борьба с коррупцией невозможна без знания ее реального состояния, механизмов, конкретных причин и условий возникновения и существования.

    В связи с этим, в Лысковском районе Нижегородской области в соответствии с Порядком проведения антикоррупционного мониторинга на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области, утвержденным постановлением администрации Лысковского района  от 02.09.2013 №196 в первом квартале 2014 года был проведен антикоррупционный мониторинг общественного мнения, в ходе которого изучалось отношение к коррупции граждан и муниципальных служащих Лысковского района.

     Исследование проводилось среди муниципальных служащих администрации и граждан Лысковского района Нижегородской области (копии анкет прилагается).

    Целью антикоррупционного мониторинга являлось:

- изучение уровня коррупции в районе и ее восприятия муниципальными служащими и гражданами;

- выявление наиболее коррупциогенных и взяткоемких структур, а также - причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;

- определение, на основе полученных данных, основных направлений противодействия коррупции на территории Лысковского района Нижегородской области в сфере муниципального управления.

  Исследование проводилось методом анкетирования. Было опрошено 188 респондентов из них: муниципальных служащих администрации района – 57 (30,3%), граждан – 131 (69,7%).

    Анализ результатов опроса показывает, что позиции респондентов, касающиеся восприятия коррупции, причин и условий ее порождающих, оценки современного состояния борьбы с этим явлением в целом совпадают.

   В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

 Коррупция – сложное и неоднозначно понимаемое  явление, которое развивается во времени, имеет исторически  изменчивый характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления, включая детали социальных практик, представления и стереотипы сознания, а также эмоциональное их восприятие. Термин «коррупция» часто используется в СМИ, в научных исследованиях, выступлениях политиков. Нередко его употребляют в разговорной речи. При этом результаты мониторинга показали, что понятие коррупции понимается служащими по-разному.

 

1. Большая часть опрошенных (46,8%) рассматривает коррупцию как дача/получение взятки, 38,3% респондентов считают, что это хищение бюджетных средств, 26,6% -  использование служебного положения в личных целях, 8,5% -  протекционизм, фаворитизм, 5,9% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей.

 

Восприятие респондентами понятия «коррупция»

2. Половина всех респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с недобросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей. При этом постоянно встречались с недобросовестностью должностных лиц 2,70% опрошенных, иногда – 50,0%, очень редко – 23,4% опрошенных, никогда – 21,3% респондентов. Следует отметить, что по сравнению с результатами анкетирования, проведенного в 2012 году  число респондентов, отмечающих, что постоянно приходится сталкиваться с недобросовестностью чиновников, уменьшилось на 2,8%.

 

Неизбежность недобросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей, по мнению респондентов

3. Восприятие опрошенной аудиторией уровня коррумпированности отдельных сфер деятельности традиционно совпадает с фактическим состоянием в случаях, когда речь ведется о сотрудниках здравоохранения, полиции, образования. По сравнению с 2012 годом произошло заметное снижение в сфере здравоохранения (62,8% в 2013 году по сравнении с 80,0% в 2012г.). Тем не менее, по мнению респондентов, эта сфера остается наиболее коррумпированной. В остальных сферах, за исключением районных органов исполнительной власти, по мнению респондентов, также произошли заметные снижения.  

 По мнению опрошенных респондентов, проявления злоупотреблений наиболее часто встречаются в следующих структурах (могло быть указано не более пяти):

- сфера здравоохранения – 62,8% ,

- сфера ЖКХ – 20,7%,

- сфера образования – 19,1%,

- полиция – 11,2%,

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 8,0%,

- судебные органы  – 5,9%,

- санитарно-эпидемиологический надзор –  4,3% ,

- налоговая служба – 4,3%

- органы государственного пожарного надзора - 3,7%,

- органы прокуратуры – 2,7%,

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 2,1%

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области – 1,1%

- представительные органы местного самоуправления поселений Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 0,5%

- иное – 1,6%.

 

Восприятие респондентами Лысковского района Нижегородской области

наиболее коррупционных структур

 

           

            4. При определении степени распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления респондентам была предложена следующая шкала: «высокая», «средняя», «низкая», «затрудняюсь ответить».

       Более половины респондентов – 54,8% на вопрос распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти отметили ее как среднюю и высокую. В органах государственной власти Нижегородской области, по мнению респондентов, степень распространения коррупции распределился следующим образом: высокая и средняя – 10,6% и 26,6% соответственно; низкая – 11,7%; затрудняюсь ответить – 50,0%.  В органах местного самоуправления затруднились ответить 56,6% респондентов, 26,6% отметили низкую степень распространения коррупции и отметили высокую и среднюю степень – 3,7% и 11,7% .

            5. По мнению респондентов, причинами распространения коррупции в Лысковском районе являются:

 

Основание

2012

2013

низкие заработные платы

36,4%

28,7%

стремление к личной выгоде

32,7%

29,3%

чрезмерная бюрократия                  

18,2%

19,1%

несовершенство законодательства 

18,2%

15,4%

стремление населения решать свои проблемы с помощью  незаконного вознаграждения

10,9%

11,7%

недостаточный контроль                 

9,1%

14,4%

 

            6. Респондентам был предложен вопрос: «Были ли в Вашей служебной деятельности ситуации, когда Вас вынуждали принять незаконное вознаграждение?» 71,8% респондентов ответили отрицательно; 18,6% респондентов Лысковского  район не смогли вспомнить такую ситуацию; 8,5% вынуждали принимать незаконное вознаграждение.

7. Следует отметить, что большинство опрошенных респондентов в Лысковском районе – 43,1% готовы сообщать о фактах коррупционного поведения, но только анонимно, так как опасаюсь за свою личную безопасность. Не готовы принимать активное участие в противодействии коррупции – 31,9%. Тех, кто сообщили бы о таком факте и оставили всю контактную информацию о себе, оказалось 23,9%.

         8.   В 2013 году 42% респондентов (79  из 188)  давали незаконное вознаграждение. Не совершали подобных действий 109 или 58% опрошенных.

            Инициаторами передачи незаконного вознаграждения выступали в основном должностные лица структур, расположенных в Лысковском районе Нижегородской области (68 случаев), и  сами «дающие» - 17 случаев.

За последний год респонденты передавали незаконное вознаграждение следующим представителям государственной власти:

- сфера здравоохранения – 35,6% (67чел.) (16,4% в 2012 году);

- полиция – 2,1% (5,5%  в 2012 году);

- сфера образования – 6,4% (1,8% в 2012 году);

- ЖКХ – 2,1% (0% в 2012 году);

- санитарно-эпидемиологический надзор – 0% (0% - 2012 год),

- органы прокуратуры – 0% (0% - 2012 год);

- судебные органы –0% (0% - 2012 год),

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 1,1% (0% респондентов в 2012 году);

- налоговая служба – 0,5% (0% - 2012 год);

- органы государственного пожарного надзора – 0% (0% - 2012),

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 0,5% (0% - 2012 год);

- представительные органы исполнительной власти поселений – 0,5% (0% - 2012 год);

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области - 0,5% (0% - 2012 год);

 

            9. Взятка, по мнению 23,9% (75% - в 2012 году) дававших ее респондентов по прежнему является эффективным средством для достижения необходимых целей.

10. В рамках передачи незаконного вознаграждения в 6,9% (14,3% - 2012 год) случаев не было достигнуто необходимого результата,  в 16,5% (35,7%  в 2012 году) такой результат был достигнут лишь частично.

11.  Респондентам было предложено ответить на вопрос, какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение уровня коррупции в Нижегородской области?

33,5% опрошенных респондентов считают, что необходимо укреплять правовую систему государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (в 2012 году так ответили 38,2% опрошенных);

31,4% респондентов отдали предпочтение методам наказания в части усиления ответственности за коррупцию (41,8% в 2012 году);

20,2% (56,4% - 2012 год) отметили целесообразность повышения вознаграждения и социальных гарантий  муниципальным служащим;

            14,9% респондентов (29,1%) указали на использование более совершенных систем контроля, надзора и аудита;

            7,4% (в 2012 году - 20,0%) опрошенных в Лысковском районе предложили деперсонализацию взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами и организациями (система «одного окна», система электронного обмена информацией).

            6,4% (16,4% - в 2012 году) опрошенных отдали предпочтение организации вовлечения граждан в антикоррупционную деятельность (повышение осведомленности, юридическое просвещение, разработка и внедрение в повседневную жизнь этических норм и правил).

12.       По поводу деятельности государства в решении данной проблемы 13,3% опрошенных (3,6% - в 2012 году) отметили сильное стремление; 27,8% (21,8% в 2012 году) указали на некоторое стремление; 54,3% (2012 год - 70,9%)  считают, что стремление есть, действий нет; иное – 3,7%  (1,8% - в 2012 году).

13. По сравнению с результатами предыдущего опроса муниципальных служащих Лысковского района Нижегородской области, проведенного в 2012 году,  общее количество респондентов, отметивших стремление государства побороть коррупцию, а также наличие конкретных действий на данном направлении, увеличилось по району в 3,7 раз.

            Причем 61,7% респондентов (65,5% - в 2012 году) знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами, но 49,5% (56,4% в 2012 году) считают их  малоэффективными; 12,2% (9,1% в 2012 году) отмечают их действенность; 39,9% (32,7% в 2012 году) не слышали о таких мероприятиях.

      

Резюмируя вышеизложенное, хотелось обратить внимание на следующие аспекты:

 

ВЫВОДЫ:

            Во-первых, данные исследования могут и не отражать полностью объективный статус коррупции, т.к.  в анкетировании приняли участие из 188 респондентов 57 муниципальных служащих администрации района. Специфичность данной аудитории обеспечила рассмотрение проблематики коррупции только в выбранном срезе граждан. В то же время, данный мониторинг оказывается полезным в понимании сложившейся ситуации, которая может влиять на общественное мнение. Данная информация важна при планировании системных мер в районе, направленных на противодействие коррупции и принятия значимых и результативных решений  по данному вопросу.

            Во-вторых, данное явление охватывает все сферы общественной деятельности. Инициатива передачи незаконного вознаграждения чаще всего исходит от официальных лиц. Однако было бы неправильным оставить без внимания то обстоятельство, что коррупционное поведение характерно и для муниципальных служащих администрации района, поскольку 8,8% опрошенных (5 человека из 57) сами предлагали чиновникам незаконное вознаграждение.

            В-третьих, несмотря на достаточно активное участие муниципальных служащих в анкетировании и одобрение ими такой инициативы, данная категория лиц не была до конца откровенна. Исследуемые респонденты слукавили при определении степени распространения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, так как в большинстве случаев затруднились ее оценить.

            К основным причинам существования коррупции респонденты стремление к личной выгоде и низкие заработные платы. Но к наиболее целесообразным мерам противодействия коррупции анкетируемые поставили на первое место укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства. А вытекающую из вышесказанных причин меру противодействия коррупции - повышение вознаграждения и социальных гарантий государственным и муниципальным служащим, поставили лишь на третье место.

            При изучении мнения на этот счет других респондентов к причинам относят чрезмерную бюрократию, несовершенство законодательства и недостаточный контроль, в то время как низкие заработные платы замыкают список ответов. 

            В-четвертых, граждане и муниципальные служащие Лысковского района  Нижегородской области не всегда готовы активно принимать участие в противодействии коррупции. Большинство опрошенных - 74,5 %  не сообщили бы о фактах коррупционного поведения, либо сделали это при условии соблюдения конфиденциальности, что сводит на нет борьбу с данным явлением.  

В-пятых, 49,5% опрошенных считают, что антикоррупционные мероприятия, проводимые на территории Нижегородской области и Лысковского района мало эффективны, а 39,9% - вообще  не слышали о таких мероприятиях.

Это говорит о том, что необходимо усовершенствовать антикоррупционную политику в Нижегородской области, и активизировать деятельность по профилактике коррупции на территории района, а также улучшить работу по  обеспечению информационно–пропагандистского сопровождения деятельности  органов местного самоуправления Лысковского района в сфере профилактики коррупции. Возможно, требуется более массированное информирование о достигнутых фактических результатах.

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»