Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лысковский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
Ссылки
ссылки

Яндекс.Погода

  

 

ГосуслугиЗаконодательное собраниеАдминистрация Нижнего Новгорода
Городская дума Нижнего НовгородаПравительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2014 год

 

 

О  результатах проведения антикоррупционного мониторинга общественного мнения на территории Лысковского муниципального района Нижегородской области по итогам 2014 года

      Эффективная борьба с коррупцией невозможна без знания ее реального состояния, механизмов, конкретных причин и условий возникновения и существования.

    В связи с этим, в Лысковском районе Нижегородской области в соответствии с Положением об антикоррупционном мониторинге в Лысковском районе, утвержденном постановлением администрации Лысковского района  от 20.10.2009 №127 в четвертом квартале 2014 года был проведен  антикоррупционный мониторинг общественного мнения, в ходе которого изучалось отношение к коррупции граждан Лысковского района.

     Исследование проводилось среди муниципальных служащих Лысковского муниципального района, городских и сельских повелений района, представителей бизнес-структур и граждан Лысковского района Нижегородской области (копия анкет прилагается).

    Целью антикоррупционного мониторинга являлось:

- изучение уровня коррупции в районе и ее восприятия всеми категориями граждан;

- выявление наиболее коррупциогенных и взяткоемких структур, а также - причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;

- определение, на основе полученных данных, основных направлений противодействия коррупции на территории Лысковского района Нижегородской области в сфере муниципального управления.

  Исследование проводилось методом анкетирования. Было опрошено 336 респондентов из них: муниципальных служащих Лысковского района и поселений Лысковского района – 86 (25,6%), граждан – 250 (74,4%), из них 36 чел.- в основном представители мелкого и среднего бизнеса)

    Анализ результатов опроса показывает, что позиции респондентов, касающиеся восприятия коррупции, причин и условий ее порождающих, оценки современного состояния борьбы с этим явлением в целом совпадают.

   В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

 Коррупция – сложное и неоднозначно понимаемое  явление, которое развивается во времени, имеет исторически  изменчивый характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления, включая детали социальных практик, представления и стереотипы сознания, а также эмоциональное их восприятие. Термин «коррупция» часто используется в СМИ, в научных исследованиях, выступлениях политиков. Нередко его употребляют в разговорной речи. При этом результаты мониторинга показали, что понятие коррупции понимается населением по-разному.

 

1. Большая часть опрошенных - 33,6% ( в 2013 году-46,8%)  рассматривает коррупцию как дача/получение взятки; чуть меньше - 33,1%  (в 2013 году-38,3%) респондентов считают, что это хищение бюджетных средств; 26,8% (в 2013 году-26,6%) -  использование служебного положения в личных целях, 13,7% (в 2013 году -5,9%) -  недобросовестное исполнение должностных обязанностей, 8,6% (2013 году – 8,5%) -  протекционизм, фаворитизм.

Восприятие населением Лысковского района  понятия «коррупция» в 2014 году

2. Большая половина всех респондентов -60,4%  отметили, что им приходилось сталкиваться с недобросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей. При этом постоянно встречались с недобросовестностью должностных лиц 13,4% (в 2013 году- 5,3%) опрошенных, иногда – 47,0% (в 2013 году-50%), очень редко – 20,8% ( в 2013 году - 23,4%) опрошенных, никогда – 18,8% ( в 2013 году - 21,3%) респондентов. Следует отметить, что по сравнению с результатами анкетирования, проведенного в 2013 году  число респондентов, отмечающих, что постоянно приходится сталкиваться с недобросовестностью чиновников, увеличилось в 2,5 раза.

 

Неизбежность недобросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей, по мнению респондентов

3. Восприятие опрошенной аудиторией уровня коррумпированности отдельных сфер деятельности традиционно совпадает с фактическим состоянием в случаях, когда речь ведется о сотрудниках здравоохранения, полиции, образования. По сравнению с 2013 годом произошло незначительное снижение в сфере здравоохранения (61,0% в 2014 году по сравнении с 62,8% в 2013г.). Тем не менее, по мнению респондентов, эта сфера остается наиболее коррумпированной. В некоторых сферах по мнению респондентов произошел рост: полиция в 2 раза, СЭС – на 3,1% . В остальных сферах, за исключением органов прокуратуры, по мнению респондентов, произошли снижения.  

По мнению опрошенных респондентов, проявления злоупотреблений наиболее часто встречаются в следующих структурах (могло быть указано не более пяти):

- сфера здравоохранения – 61,0%  (в 2013 году - 62,8%);

- полиция – 24,4%  (в 2013 году - 11,2%);

- сфера ЖКХ – 22,0% ( в 2013 году -20,7%);

- сфера образования – 17,9% (в 2013 году - 19,1%);

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области – 8,3% (в 2013 году– 1,1%);

- санитарно-эпидемиологический надзор –  7,4%  (в 2013 году - 4,3%);

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 5,7% (в 2013 году – 8,0%);

- органы прокуратуры – 5,4% (в  2013 году - 2,7%);

- судебные органы  – 4,8% (в 2013 году - 5,9%);

- представительные органы местного самоуправления поселений Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 4,8% ( в 2013 году - 0,5%);

- органы государственного пожарного надзора - 3,0% ( в 2013 году - 3,7%);

- налоговая служба – 2,4% (в 2013 году - 4,3%);

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 1,5% (в 2013 году - 2,1%);

- иное – 0,3% (в 2013 году - 1,6%).

 

 

Восприятие респондентами Лысковского района Нижегородской области

наиболее коррупционных структур

 

           

            4. При определении степени распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления респондентам была предложена следующая шкала: «высокая», «средняя», «низкая», «затрудняюсь ответить».

Практически половина респондентов – 49,7% (в 2013 году - 54,8%) на вопрос распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти отметили ее как среднюю и высокую. В органах государственной власти Нижегородской области, по мнению респондентов, степень распространения коррупции распределился следующим образом: высокая и средняя – 15,8% (в 2013 году -  10,6%) и 30,7% (в 2013 году -  26,6%) соответственно; низкая – 11,9% ( в 2013 году - 11,7%); затрудняюсь ответить – 41,7% ( в 2013 году -50%).  В органах местного самоуправления затруднились ответить 47,6% (в 2013 году – 56,6%) респондентов, 33,6% (в 2013 году - 26,6%) отметили низкую степень распространения коррупции и отметили высокую и среднюю степень – 4,5% и 14,3% соответственно (в 2013 году - 3,7% и 11,7%).

 

            5. По мнению респондентов, причинами распространения коррупции в Лысковском районе являются:

 

Основание

2012

2013

2014

низкие заработные платы

36,4%

28,7%

25,9%

стремление к личной выгоде

32,7%

29,3%

30,7%

чрезмерная бюрократия                  

18,2%

19,1%

14,9%

несовершенство законодательства 

18,2%

15,4%

11,3%

стремление населения решать свои проблемы с помощью  незаконного вознаграждения

10,9%

11,7%

9,5%

недостаточный контроль                 

9,1%

14,4%

14,0%

 

   Хочется отметить, что число респондентов, считающих, что причиной распространения коррупции в Лысковском районе является несовершенство законодательства уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 5,9 %

           

6. Респондентам был предложен вопрос: «Были ли в Вашей служебной деятельности ситуации, когда Вас вынуждали принять незаконное вознаграждение?»

82,7% ( в 2013 году - 71,8%)  респондентов ответили отрицательно; 11,0% (в 2013 году – 18,6 %)респондентов не смогли вспомнить такую ситуацию; 6,3% (в 2013 году – 8,5%) вынуждали принимать незаконное вознаграждение.

 

 

7. Следует отметить, что большинство опрошенных респондентов в Лысковском районе – 45,8% (в 2013 году – 43,1%) готовы сообщать о фактах коррупционного поведения, но только анонимно, так как опасаются за свою личную безопасность. Не готовы принимать активное участие в противодействии коррупции – 45,2% (в 2013 году – 31,9%). Тех, кто сообщили бы о таком факте и оставили всю контактную информацию о себе, оказалось 8,9% (в 2013 году - 23,9%).

  Обратить внимание следует на то, что почти в 2,7 раза  уменьшилось число, респондентов, которые бы сообщили о фактах коррупционного поведения  и оставили всю контактную информацию о себе.

 

         8.   В 2014 году 47,6% (в 2013 году -42%) респондентов (160 из 336)  давали незаконное вознаграждение. Не совершали подобных действий 176 или 52,4% опрошенных.

           

 

В 2014 году респонденты передавали незаконное вознаграждение должностным лицам следующих структур:

- сфера здравоохранения – 32,4% (109 чел.) (35,6% в 2013 году);

- полиция – 10,4% (2,1% в 2013 году);

- сфера образования – 8,6% (6,4%  в 2013 году);

- ЖКХ – 8% (2,1%  в 2013 году);

- санитарно-эпидемиологический надзор – 2,7% (0% - 2013 год),

- органы прокуратуры – 3% (0% - 2013 год);

- судебные органы – 3,9% (0% - 2013 год),

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 0,9% (1,1%  респондентов в 2013 году);

- налоговая служба – 1,5% (0,5% - 2013 год);

- органы государственного пожарного надзора – 0,9% (0% - 2013),

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 0% (0,5%  - 2013 год);

- представительные органы исполнительной власти поселений – 1,5% (0,5% - 2013 год);

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области - 1,5% (0,5% - 2013 год).

 

      9. Взятка, по мнению 36,6% (23,9% - в 2013 году) дававших ее респондентов по прежнему является эффективным средством для достижения необходимых целей. Инициаторами передачи незаконного вознаграждения выступали в основном должностные лица структур, расположенных в Лысковском районе Нижегородской области (104 случая), и  сами «дающие» - 60 случаев.           

    10. После передачи незаконного вознаграждения лишь третья часть дающих достигла необходимых результатов. Третья часть  была удовлетворена результатом частично.

     11.  Респондентам было предложено ответить на вопрос, какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение уровня коррупции в Нижегородской области?

31,5% опрошенных респондентов считают, что необходимо укреплять правовую систему государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (в 2013 году так ответили 33,5% опрошенных);

43,0% респондентов отдали предпочтение методам наказания в части усиления ответственности за коррупцию (31,4%  в 2013 году);

23,2% (20,2% - 2013 год) отметили целесообразность повышения вознаграждения и социальных гарантий  муниципальным служащим;

            24,1% респондентов (14,9% - 2013 год) указали на использование более совершенных систем контроля, надзора и аудита;

            15,5% (в 2013 году - 7,4%) опрошенных в Лысковском районе предложили деперсонализацию взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами и организациями (система «одного окна», система электронного обмена информацией).

            12,8% (6,4% - в 2013 году) опрошенных отдали предпочтение организации вовлечения граждан в антикоррупционную деятельность (повышение осведомленности, юридическое просвещение, разработка и внедрение в повседневную жизнь этических норм и правил).

      В  2014 году по сравнению с 2013 году большая часть опрошенных 43, %  отметила, что в наибольшей степени способны повлиять на снижение уровня коррупции в Нижегородской области методы наказания в части усиления ответственности за коррупцию.

     Почти в 2 раза увеличилось количество респондентов, которые считают, что с целью исключения коррупционных проявлений, необходимо внедрять деперсонализацию взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами и организациями и активнее вовлекать граждан в антикоррупционную деятельность.

 

12.       По поводу деятельности государства в решении проблемы коррупции  13,7% опрошенных (13,3% - в 2013 году) отметили сильное стремление; 34,8% (27,8%  в 2013 году) указали на некоторое стремление; 44,0% (2013 год - 55,2%)  считают, что стремление есть, действий нет; иное – 3,7%  (3,7%  - в 2013 году).

 По сравнению с результатами предыдущего опроса, проводимого на территории Лысковского района Нижегородской области в 2013 году,  общее количество респондентов, отметивших стремление государства побороть коррупцию, а также наличие конкретных действий на данном направлении, увеличилось по району на 7,4%.

            13. Знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами 66,4% респондентов (65,5% - в 2013 году), но лишь  13,4% (12,2% в 2013 году) отмечают их действенность; 49,5% (49,5% в 2013 году) считают их  малоэффективными; 33,6% (39,9% в 2013 году) не слышали о таких мероприятиях вообще.

      

Резюмируя вышеизложенное, хотелось обратить внимание на следующие аспекты:

 

ВЫВОДЫ:

            Во-первых, данные исследования могут и не отражать полностью объективный статус коррупции, т.к.  в анкетировании приняли участие всего 336 респондентов из 47 тысяч населения Лысковского района. Однако, данный мониторинг может быть  полезным в понимании сложившейся ситуации, которая может влиять на общественное мнение. Данная информация важна при планировании системных мер в районе, направленных на противодействие коррупции и принятия значимых и результативных решений  по данному вопросу.

            Во-вторых, данное явление охватывает все сферы общественной деятельности. Инициатива передачи незаконного вознаграждения чаще всего исходит от официальных лиц. Однако было бы неправильным оставить без внимания то обстоятельство, что коррупционное поведение характерно и для граждан района, поскольку 17,9% опрошенных (60 человек из 336) сами предлагали чиновникам незаконное вознаграждение.

            В-третьих, несмотря на достаточно активное участие граждан  в анкетировании и одобрение ими такой инициативы, респонденты не была до конца откровенны, т.к. слукавили при определении степени распространения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления - в большинстве случаев затруднились ее оценить.

            К основным причинам существования коррупции респонденты отнесли стремление к личной выгоде и низкие заработные платы. Но к наиболее целесообразным мерам противодействия коррупции анкетируемые поставили на первое место укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства. А вытекающую из вышесказанных причин меру противодействия коррупции - повышение вознаграждения и социальных гарантий государственным и муниципальным служащим, поставили лишь на третье место.

                        В-четвертых, граждане, проживающие на территории  Лысковского района  Нижегородской области не всегда готовы активно принимать участие в противодействии коррупции. Большинство опрошенных - 91 %  не сообщили бы о фактах коррупционного поведения, либо сделали это при условии соблюдения конфиденциальности, что сводит на нет борьбу с данным явлением.  

В-пятых, 53% опрошенных считают, что антикоррупционные мероприятия, проводимые на территории Нижегородской области и Лысковского района мало эффективны, а 33,6% - вообще  не слышали о таких мероприятиях.

Это говорит о том, что необходимо усовершенствовать антикоррупционную политику в Лысковском районе Нижегородской области, и активизировать деятельность по профилактике коррупции на территории района, а также улучшить работу по  обеспечению информационно–пропагандистского сопровождения деятельности  органов местного самоуправления Лысковского района в сфере профилактики коррупции. Возможно, требуется более массированное информирование о достигнутых фактических результатах.

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»