Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лысковский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
Ссылки
ссылки

Яндекс.Погода

  

 

ГосуслугиЗаконодательное собраниеАдминистрация Нижнего Новгорода
Городская дума Нижнего НовгородаПравительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО
Статотчет

СПЛОШНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2015 ГОДА

О ПРОВЕДЕНИИ СПЛОШНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО  НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ИТОГАМ ЗА  2015 ГОД

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Росстат в 2016 году проводит Сплошное статистическое  наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за  2015 год.

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Целью сплошного наблюдения является формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, для улучшения качества социально - экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении.

Итоги Сплошного наблюдения позволят получить объективную картину уровня развития малого и среднего бизнеса и понять, на какую помощь со стороны бизнеса государство может и должно рассчитывать.

Сегодня Нижегородская область — это крупный индустриальный регион с высокой долей обрабатывающей промышленности. Уникальная научно-техническая база предприятий в сочетании с мощной образовательной системой вывели область в число лидеров по инновационному потенциалу. На долю продукции выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства приходится почти четверть (24,2 %) от объема валового регионального продукта Нижегородской области, и она увеличилась по сравнению с 2010 годом на 3 %. 

Нижегородская область имеет большой опыт по господдержке малого бизнеса. Правительством Нижегородской области утверждена и реализуется Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.

 

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Последний раз Сплошное наблюдение проходило в РФ в 2010 году. По итогам экономической переписи 2010 года в Нижегородской области осуществляли деятельность 34,3 тысячи юридических лиц и 36,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.   В малом бизнесе было занято 495,1 тысяч человек, из них 123,9 тысяч осуществляли деятельность в индивидуальном предпринимательстве.    По итогам 2010 года субъектами малого предпринимательства получена выручка от реализации товаров, работ, услуг в размере 742,4 миллиарда рублей. 

В межпереписной период малые (микро) предприятия  и индивидуальные предприниматели обследуются 1 раз в год на выборочной основе.

Участие предпринимателей в сплошном наблюдении является обязательным. По Нижегородской области  Сплошным статистическим наблюдением за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2015 год предполагается охватить более 38 тысяч юридических лиц и более 76 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Для проведения Сплошного наблюдения Росстатом утверждены формы наблюдения, дифференцированные для различных типов субъектов:

1)        Форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год»;

2)        Форма №1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год»;

3)        Совокупность форм федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для обследования средних предприятий.

Анкета обследования включает вопросы, связанные с численностью работников, фондом начисленной заработной платы всех работников, расходах на производство и продажу товаров, выручке от реализации по каждому фактически осуществляемому виду деятельности, основных фондах и инвестициях, оказывалась ли предприятию  господдержка, оказывает ли платные услуги и осуществляет ли экспорт (импорт) услуг.

Бланк для индивидуальных предпринимателей содержит вопросы о числе занятых в бизнесе, выручке от реализации по видам деятельности, об оказании платных услуг, наличии основных фондов, также является ли предприниматель получателем господдержки.

Все респонденты должны будут указать фактическое место ведения бизнеса.

 

Срок представления заполненных респондентами отчетов: до 1 апреля 2016 года.

В настоящее время проводится комплекс подготовительных мероприятий к проведению Сплошного наблюдения. Нижегородстат формирует списки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, подлежащих Сплошному наблюдению. Особое внимание в подготовительных мероприятиях  до конца 2015 года будет уделено информационно-разъяснительной работе, задача которой – не просто довести до респондентов информацию о предстоящем Сплошном наблюдении, но и убедить их принять в нем самое активное участие, предоставив достоверные сведения о своей деятельности.

Уже с 16 ноября регистраторы Нижегородстата будут осуществлять обход адресов массовой регистрации  юридических лиц - субъектов Сплошного наблюдения (в бизнес-центрах, рынках, торговых  центрах) с целью уточнения фактического местонахождения респондентов и передачи им статистического инструментария. Остальным предпринимателям в начале следующего года на юридический адрес по почте будут высланы бланки и инструкции по их заполнению.

В случае неполучения бланков можно будет воспользоваться сайтом Нижегородстата,  заполнить и представить в органы статистики электронные формы отчетности.

Нижегородстат гарантирует всем респондентам полную конфиденциальность данных и защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения. Результаты  Сплошного наблюдения не будут использоваться в фискальных целях - исключается передача сведений в  налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации.

Одновременно с этим хочется напомнить, что за непредставление форм сплошного наблюдения хозяйствующие субъекты несут административную ответственность, как и за непредставление текущих форм статотчетности. Согласно статье 13.19 КоАПФ, к нарушителям отчетной дисциплины применяются меры административного воздействия в виде штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Подведение и опубликование итогов сплошного наблюдения малого и среднего бизнеса будет осуществлено  в 2016-2017гг.

Полная информация о сплошном наблюдении размещена на Интернет-сайте Нижегородстата  http://nizhstat.gks.ru .

 

 

Заместитель руководителя Росстата Александр Львович Кевеш о сплошном наблюдении за субъектами МиСП

1. Чем обоснована необходимость проведения «переписи» малого исреднего бизнеса? Разве у государства нет данных о существующих предприятиях, ведь подобная перепись уже проводилась?

Сплошное наблюдение уже проводилось в 2010 году. Впервые в Статрегистребыли идентифицированы предприятия – юридические лица и индивидуальных предпринимателей по категориям (малые, микро, средние предприятия) в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Но данные сплошного наблюдения несколько устарели  - сектор малого и среднего бизнеса отличается высокой мобильностью - часто появляются новые предприятия,  направления и сферы бизнеса, происходит реорганизация и многие предприятия уже не действуют.

Изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса, как по выручке, так и по структуре уставного капитала (для юридических лиц). В связи с этим проведение Сплошного наблюдения приобретает особую актуальность. Сегодняшняя задача – сформировать комплексную детализированную информацию по деятельности хозяйствующих субъектов в этом секторе экономики.

В 2016году планируется обследовать примерно 2,8 млн. малых предприятий  (включая микропредприятия),16 тысяч средних предприятий и 3,6 млн.индивидуальных предпринимателей.

2. Какого рода сведения будут собираться в процессе этой переписи?

Впервые будет получена информация от бизнеса о мерах государственной поддержки. Мы узнаем  не только о фактическом местонахождении производственной деятельности, количестве работников, результатов производственной деятельности, но и наличии основных средств и осуществленные инвестиции.

3. Каков механизм проведения обследования?

Предварительно на этапе актуализации списка хозяйствующих субъектов в ноябре – декабре 2015 года предусмотрен обход адресов массовой регистрации (в бизнес-центрах,   торговых центрах и т.п.) малых предприятий  сотрудниками статистики с целью уточнения фактических адресов респондентов и передачи им форм отчетности.

На следующем этапе, во второй половине декабря 2015 года, будет производиться рассылка бланков форм сплошного наблюдения респондентам, которых не обошли сотрудники статистики на предварительном этапе.

Респонденты смогут представить заполненные формы наблюдения on-line при наличии соответствующих информационно-технических средств через сайты специальных операторов связи, предоставляющих услуги защищенного электронного документооборота.

Официальная статистическая информация по средним предприятиям будет формироваться на основании действующих форм федерального государственного статистического наблюдения с учетом сопряжения системы показателей и адаптации действующих программно – электронных комплексов обработки к задачам сплошного наблюдения.

Участие в сплошном наблюдении  обязательно для всех представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а уклонение от участия влечет наложение штрафа. При этом даже если штраф уплачен, респонденту все равно  будет необходимо предоставить информацию органам статистики.

4. Будут ли результаты исследования публиковаться и каким образомбудет обеспечено сохранение конфиденциальности информации?

Результаты будут доступны и официально опубликованы в электронном виде. В соответствии с требованиями закона о персональных данных - при обработке будут обезличиваться и использоваться исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Обработанные данные будут представлять собой сводную информацию по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.

Срок представления сведений малыми и микро предприятиями и индивидуальными предпринимателями – до 1 апреля 2016 года.

Предварительные итоги сплошного наблюдения будут доступны ужев декабре 2016года.Подведение и публикация окончательных итогов сплошного наблюдения будет осуществлена  в срок до 1 июля 2017года.

5. Кому в первую очередь нужны результаты проводимого исследования?

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего общества. Сплошное наблюдение – это реальное отражение положения дел в секторе малого и среднего предпринимательства: с цифрами не поспоришь. Представители малого и среднего предпринимательства могут потребовать учитывать их интересы при проведении экономической политики.

Итоги дадут полную и объективную картину  текущего  состояния отечественного малого и среднего бизнеса, что позволит хозяйствующим субъектам более адресно получать субсидии и иные ресурсы на развитие своей деятельности.

Кроме того, итоги  обследования  позволят самому бизнесу увидеть  структуру рынка  и понять, куда двигаться и какие направления развивать. Такой подход к оценке собственных перспектив является распространенной практикой для предпринимателей в западных странах, которые там являются активными пользователями официальной статистической информации.

6. Что же у нас бизнес своего блага не видит?

К сожалению, до сих пор многие предприятия малого бизнеса стараются работать, не привлекая лишний раз внимания государственных органов. Возможно, и сейчас найдутся те, кто не захочет, не только представлять о себе достоверные сведения, но и не будет интересоваться  результатами наблюдения по разным причинам.Тем не менее, полученная информация принесет немалую пользу предпринимателям, которые при желании смогут увидеть «бизнес-картину» своего региона, понять для себя какие сферы  и где именно охвачены предпринимательством, а какие могут стать неплохой перспективой на будущее и куда можно было бы выгодно вложить инвестиции, оценить конкурентный рынок, определить, где есть потенциальные поставщики продукции и т.д.

7. У Вас как статистика, что в этом исследовании вызывает наибольший интерес?

         Поскольку развитие малого и среднего бизнеса признано крупным стратегическим направлением на государственном уровне, то и подход к решению данных задач должен быть стратегическим, основанным на большом массиве достоверной информации и точных расчетах. Эти данные являются ключевыми для целенаправленной поддержки предпринимательства, реализации адресных государственных программ развития малого бизнеса и инвестиционных проектов. Малому бизнесу отведена одна из основополагающих ролей в процессе восстановления экономики от последствий кризисных явлений. Данные Сплошного наблюдения дадут возможность сделать необходимые расчеты и принять государственные решения, которые обеспечат ускоренное развитие малого и среднего бизнеса во всех регионах страны.

После системного анализа результаты наблюдения могут быть успешно применены в таких областях как оптимизация государственных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктурные проекты, создание технопарков, особых экономических зон, промышленных кластеров, территориальное планирование, размещение производственных и генерирующих мощностей, подготовка кадров и т.д.

8. У каких ведомств будете запрашивать информацию в процессепроведения Сплошного наблюдения?

В качестве дополнительных источников для определения фактически действующих хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, рассматриваются  следующие информационные ресурсы:

- перечень сдавших налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предоставленный ФНС России;

- перечни субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей господдержки, предоставленные  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

10. Вы уже говорили, что, может быть, придется штрафовать тех, кто будет уклоняться от ответов. Но зачем им уклоняться? Думаете ли Вы, что бизнесу есть что скрывать?

Стоит напомнить, что сплошное наблюдение не имеет фискальных, разведывательных и любых других целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность  отчетности о состоянии сектора малого и среднего бизнеса.

11. А вы не отдадите кому-нибудь данные о переписи, если будут просить уважаемые люди, например, губернаторы?

Всем пользователям статистической информации, в том числе губернаторам, информация, полученная в ходе сплошного наблюдения, будет доступна исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного малого предприятия  или индивидуального предпринимателя, а также с учетом требований закона о защите персональных данных.

13. Какая ответственность предусмотрена за непредставление статистической отчетности или предоставление недостоверных данных?

В настоящее время согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2015г.) нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостовернойстатистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

14. Как Росстат встречает Всемирный день статистики?

С 20 по 22 октября Росстат совместно сРоссийской ассоциации статистикови Новосибирским университетом экономики и управления проводит Первый Открытый российский статистический конгресс. Это первое масштабное мероприятие, проводимое, направленное на продвижение статистических знаний, их популяризацию, сплочение российского статистического сообщества и позиционирование российской статистики в мире. И, конечно, ударной работой.

 

 

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»