Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Лысковский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
Ссылки
ссылки

Яндекс.Погода

  

 

ГосуслугиЗаконодательное собраниеАдминистрация Нижнего Новгорода
Городская дума Нижнего НовгородаПравительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2015 год

Аналитический отчет

по результатам социологического опроса за 2015 год

«Опрос муниципальных служащих и граждан Лысковского района Нижегородской области»

 

      Эффективная борьба с коррупцией невозможна без знания ее реального состояния, механизмов, конкретных причин и условий возникновения и существования.

    В связи с этим, в Лысковском районе Нижегородской области в соответствии с Положением об антикоррупционном мониторинге в Лысковском районе, утвержденном постановлением администрации Лысковского района  от 20.10.2009 №127 в четвертом квартале 2015 года был проведен второй этап антикоррупционного мониторинга общественного мнения, в ходе которого изучалось отношение к коррупции граждан Лысковского района.

     Исследование проводилось среди муниципальных служащих администрации городских и сельских повелений и граждан Лысковского района Нижегородской области (копия анкет прилагается).

    Целью антикоррупционного мониторинга являлось:

- изучение уровня коррупции в районе и ее восприятия муниципальными служащими и гражданами;

- выявление наиболее коррупциогенных и взяткоемких структур, а также - причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;

- определение, на основе полученных данных, основных направлений противодействия коррупции на территории Лысковского района Нижегородской области в сфере муниципального управления.

  Исследование проводилось методом анкетирования. Было опрошено 268 респондентов из них: муниципальных служащих администрации района и сельских администраций – 23 (8,6%), граждан, не относящихся к муниципальной службе– 245 (91,4%).

    Анализ результатов опроса показывает, что позиции респондентов, касающиеся восприятия коррупции, причин и условий ее порождающих, оценки современного состояния борьбы с этим явлением в целом совпадают.

   В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а так же совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

 Коррупция – сложное и неоднозначно понимаемое  явление, которое развивается во времени, имеет исторически  изменчивый характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления, включая детали социальных практик, представления и стереотипы сознания, а также эмоциональное их восприятие. Термин «коррупция» часто используется в СМИ, в научных исследованиях, выступлениях политиков. Нередко его употребляют в разговорной речи. При этом результаты мониторинга показали, что понятие коррупции понимается служащими по-разному.

 

1. Большая часть опрошенных (50%) рассматривает коррупцию как дача/получение взятки; чуть меньше - 42,2% респондентов считают, что это хищение бюджетных средств; 18,3% -  использование служебного положения в личных целях; 9% -  недобросовестное исполнение должностных обязанностей; 6,7% - протекционизм, фаворитизм.

 

Восприятие респондентами понятия «коррупция»

2. Почти все респонденты отметили, что им приходилось сталкиваться с недобросовестным исполнением должностными лицами своих обязанностей. Но при этом, постоянно встречались с недобросовестностью должностных лиц 9% опрошенных, иногда – 94,0%, очень редко – 27,6% опрошенных, никогда – 17,9% респондентов. Следует отметить, что по сравнению с результатами анкетирования, проведенного в 2014 году  число респондентов, отмечающих, что постоянно приходится сталкиваться с недобросовестностью чиновников, уменьшилось на 4,4%.

 

Неизбежность недобросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей, по мнению респондентов

3. Восприятие опрошенной аудиторией уровня коррумпированности отдельных сфер деятельности традиционно совпадает с фактическим состоянием в случаях, когда речь ведется о сотрудниках здравоохранения, полиции, образования. По сравнению с 2014 годом произошло значительное снижение в сфере здравоохранения (51,9% в 2015 году по сравнении с 61% в 2014г.). Тем не менее, по мнению респондентов, эта сфера остается наиболее коррумпированной. Также произошли снижения, по мнению респондентов, практически во всех сферах деятельности. В некоторых сферах, по мнению респондентов, произошел рост: администрация района более чем в 2 раза, сфера ЖКХ – на 3,1% , судебные органы – на 1,5%.

По мнению опрошенных респондентов, проявления злоупотреблений наиболее часто встречаются в следующих структурах (могло быть указано не более пяти):

- сфера здравоохранения – 51,9,0% ,

- сфера ЖКХ – 25,0%,

- сфера образования – 17,5%,

- полиция – 13,1%,

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 13,1%,

- судебные органы  – 6,3%,

- санитарно-эпидемиологический надзор –  1,5% ,

- налоговая служба – 1,1%

- органы государственного пожарного надзора - 3,7%,

- органы прокуратуры – 2,2%,

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 2,2%

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области – 4,1%

- представительные органы местного самоуправления поселений Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 4,1%

- иное – 0,7%.

 

Восприятие респондентами Нижегородской области наиболее коррупционных структур

 

           

            4. При определении степени распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления респондентам была предложена следующая шкала: «высокая», «средняя», «низкая», «затрудняюсь ответить».

Более половины респондентов – 64,9% на вопрос распространения коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти отметили ее как среднюю и высокую. В органах государственной власти Нижегородской области, по мнению респондентов, степень распространения коррупции распределился следующим образом: высокая и средняя – 25% и 36,2% соответственно; низкая – 7,8%; затрудняюсь ответить – 31%.  В органах местного самоуправления затруднились ответить 39,9% респондентов; 34% отметили низкую степень распространения коррупции и отметили высокую и среднюю степень – 7,8% и 18,3% .

            5. По мнению респондентов, причинами распространения коррупции в Лысковском районе являются:

 

Основание

2013

2014

2015

низкие заработные платы

28,7%

25,9%

29,5%

стремление к личной выгоде

29,3%

30,7%

34,7%

чрезмерная бюрократия                  

19,1%

14,9%

15,3%

несовершенство законодательства 

15,4%

11,3%

11,6%

стремление населения решать свои проблемы с помощью  незаконного вознаграждения

11,7%

9,5%

13,4%

недостаточный контроль                 

14,4%

14,0%

19,8%

 

            6. Респондентам был предложен вопрос: «Были ли в Вашей служебной деятельности ситуации, когда Вас вынуждали принять незаконное вознаграждение?» 72% респондентов ответили отрицательно; 20,1% респондентов не смогли вспомнить такую ситуацию; 7,8% вынуждали принимать незаконное вознаграждение.

7. Следует отметить, что большинство опрошенных респондентов в Лысковском районе – 44,8% готовы сообщать о фактах коррупционного поведения, но только анонимно, так как опасаются за свою личную безопасность. Не готовы принимать активное участие в противодействии коррупции – 42,5%. Тех, кто сообщили бы о таком факте и оставили всю контактную информацию о себе, оказалось 12,7%.

         8.   В 2015 году 53% респондентов (142 из 268)  давали незаконное вознаграждение. Не совершали подобных действий 126 или 47% опрошенных.

            Инициаторами передачи незаконного вознаграждения выступали в основном должностные лица структур, расположенных в Лысковском районе Нижегородской области (84 случая), и  сами «дающие» - 49 случаев.

За последний год респонденты передавали незаконное вознаграждение следующим представителям государственной власти:

- сфера здравоохранения – 29,5% (79 чел.) (32,4% в 2014 году);

- полиция – 3% (10,4% в 2014 году);

- сфера образования – 5,2% (8,6%  в 2014 году);

- ЖКХ – 8,2% (8%  в 2014 году);

- санитарно-эпидемиологический надзор – 0,7% (2,7% - 2014 год),

- органы прокуратуры – 0,4% (3% - 2014 год);

- судебные органы – 1,5% (3,9% - 2014 год),

- администрация Лысковского района Нижегородской области – 4,1% (0,9%  респондентов в 2014 году);

- налоговая служба – 0,4% (1,5% - 2014 год);

- органы государственного пожарного надзора – 1,9% (0,9% - 2014),

- Земское Собрание Лысковского района Нижегородской области (депутаты) – 1,1% (0%  - 2014 год);

- представительные органы исполнительной власти поселений – 1,5% (1,5% - 2014 год);

- администрации поселений Лысковского района Нижегородской области - 1,9% (1,5% - 2014 год).

            9. Взятка, по мнению 13,4% (14,3% - в 2014 году) дававших ее респондентов по прежнему является эффективным средством для достижения необходимых целей.

10. В рамках передачи незаконного вознаграждения в 14,9% (17,6% - 2014 год) случаев не было достигнуто необходимого результата,  в 22% (17,3%  в 2014 году) такой результат был достигнут лишь частично.

11.  Респондентам было предложено ответить на вопрос, какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение уровня коррупции в Нижегородской области?

22,4% опрошенных респондентов считают, что необходимо укреплять правовую систему государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (в 2014 году так ответили 31,5% опрошенных);

42,9% респондентов отдали предпочтение методам наказания в части усиления ответственности за коррупцию (43,0%  в 2014 году);

11,9% (23,2% - 2014 год) отметили целесообразность повышения вознаграждения и социальных гарантий  муниципальным служащим;

            18,3% респондентов (24,1% - 2014 год) указали на использование более совершенных систем контроля, надзора и аудита;

            13,4% (в 2014 году – 15,5%) опрошенных в Лысковском районе предложили деперсонализацию взаимодействия государственных и муниципальных служащих с гражданами и организациями (система «одного окна», система электронного обмена информацией).

            5,6% (12,8% - в 2014 году) опрошенных отдали предпочтение организации вовлечения граждан в антикоррупционную деятельность (повышение осведомленности, юридическое просвещение, разработка и внедрение в повседневную жизнь этических норм и правил).

12.       По поводу деятельности государства в решении данной проблемы 15,3% опрошенных (13,7% - в 2014 году) отметили сильное стремление; 32,8% (34,8%  в 2014 году) указали на некоторое стремление; 47,0% (2014 год – 44,0%)  считают, что стремление есть, действий нет; иное – 6,3%  (3,7%  - в 2014 году).

13. По сравнению с результатами предыдущего опроса муниципальных служащих Лысковского района Нижегородской области, проведенного в 2014 году, общее количество респондентов, отметивших стремление государства побороть коррупцию, а также наличие конкретных действий на данном направлении, практически не изменилось.

Причем, 73,8% респондентов (66,4% - в 2014 году) знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами, но 57,8% (49,5% в 2014 году) считают их  малоэффективными; 16,0% (13,4% в 2014 году) отмечают их действенность; 25% (33,6%  в 2014 году) не слышали о таких мероприятиях.

14. На вопрос об организации системы государственных закупок в России респонденты ответили следующим образом:

10,4% респондентов отмечают, что организация государственных закупок не дает возможность совершать коррупционные нарушения, а 28,0% респондентов полагают, что вступление нового закона о гос.закупках привело к значительному сокращению коррупционных нарушений. Напротив, 30,6% респондентов считают, что, несмотря на новую систему гос.закупок, все еще есть возможность обхода законодательства. А 29,5% считают, что как была коррупция, так она и осталась.

 

 

Резюмируя вышеизложенное, хотелось обратить внимание на следующие аспекты:

 

ВЫВОДЫ:

            Во-первых, данные исследования могут и не отражать полностью объективный статус коррупции, т.к. в анкетировании приняли участие из 268 респондентов 23 муниципальных служащих и 85 другого рода служащих. Специфичность данной аудитории обеспечила рассмотрение проблематики коррупции только в выбранном срезе граждан. В то же время, данный мониторинг оказывается полезным в понимании сложившейся ситуации, которая может влиять на общественное мнение. Данная информация важна при планировании системных мер в районе, направленных на противодействие коррупции и принятия значимых и результативных решений  по данному вопросу.

            Во-вторых, данное явление охватывает все сферы общественной деятельности. Инициатива передачи незаконного вознаграждения чаще всего исходит от официальных лиц. Однако было бы неправильным оставить без внимания то обстоятельство, что коррупционное поведение характерно и для граждан района, поскольку 18,3% опрошенных (49 человек из 268) сами предлагали чиновникам незаконное вознаграждение.

            В-третьих, несмотря на достаточно активное участие муниципальных служащих в анкетировании и одобрение ими такой инициативы, данная категория лиц не была до конца откровенна. Исследуемые респонденты слукавили при определении степени распространения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, так как в большинстве случаев затруднились ее оценить.

            К основным причинам существования коррупции респонденты стремление к личной выгоде и низкие заработные платы. Но к наиболее целесообразным мерам противодействия коррупции анкетируемые поставили на первое место укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства. А вытекающую из вышесказанных причин меру противодействия коррупции - повышение вознаграждения и социальных гарантий государственным и муниципальным служащим, поставили лишь на третье место.

            При изучении мнения на этот счет других респондентов к причинам относят чрезмерную бюрократию, несовершенство законодательства и недостаточный контроль, в то время как низкие заработные платы замыкают список ответов. 

            В-четвертых, граждане, служащие, муниципальные служащие Лысковского района Нижегородской области не всегда готовы активно принимать участие в противодействии коррупции. Большинство опрошенных – 87,3 % не сообщили бы о фактах коррупционного поведения, либо сделали это при условии соблюдения конфиденциальности, что сводит на нет борьбу с данным явлением.  

В-пятых, 57,8% опрошенных считают, что антикоррупционные мероприятия, проводимые на территории Нижегородской области и Лысковского района мало эффективны, а 25,0% - вообще  не слышали о таких мероприятиях.

Это говорит о том, что необходимо усовершенствовать антикоррупционную политику в Лысковском районе Нижегородской области, и активизировать деятельность по профилактике коррупции на территории района, а также улучшить работу по обеспечению информационно–пропагандистского сопровождения деятельности органов местного самоуправления Лысковского района в сфере профилактики коррупции. Возможно, требуется более массированное информирование о достигнутых фактических результатах.

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»